ОСМС

Глобальные вызовы для системы здравоохранения: рост неинфекционных заболеваний (онкологических, заболеваний сердечно- сосудистой системы ), ресурсоемкость системы за счет внедрения новых технологий, рост рождаемости на 10%, снижение смертности на 27%, увеличение численности пожилого населения, инфляционные процессы  приводят к увеличению расходов здравоохранения и необходимости внедрения обязательного медицинского страхования.

Глава государства в своем выступлении на открытии нынешней сессии парламента выразил уверенность в необходимости внедрения медицинского страхования, как доказанной прогрессивной системы финансирования здравоохранения во многих развитых странах. Но при этом он поручил разобраться с рядом проблемных вопросов, связанных с условиями участия в ОСМС всех категорий населения, и в особенности, большого числа самозанятых. Если в цифрах, то по официальным данным Минтруда  РК, в стране сегодня насчитывается порядка 2,7 млн неформально занятых граждан, из них 1 миллион человек называют себя наёмными работниками, но при этом от них не поступают пенсионные, и никакие другие отчисления. Очень важно понимать, что реформа по внедрению медицинского страхования в стране продолжается, она не приостанавливается, и тем более не отменяется. Несмотря на то, что сроки начала предоставления самой медицинской помощи населению в рамках страховой медицины переносятся на январь 2020 года.

Что изменится для населения в плане получения медицинской помощи до 2020 года?

В течение 2018-2019 годов оказание медицинской помощи всем категориям граждан будет осуществляться, по-прежнему, в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи. Напомню, что в этом пакете сохраняются следующие виды бесплатных медицинских услуг: скорая помощь и санитарная авиация, вакцинация, медицинская помощь при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медико-санитарная помощь, консультативно-диагностические услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, экстренная и плановая стационарная медпомощь, стационарнозамещающая помощь, высокотехологичные медицинские услуги.

С 2020 года в связи с внедрением ОСМС будут определены четкие границы обязательств государства через оптимизацию пакета ГОБМП до уровня выделяемых бюджетных средств, лимитирование отдельных видов неприоритетных медицинских услуг и формирование адекватных тарифов. Другими словами,  будет сделана доскональная  ревизия  и детализация бесплатных медицинских услуг и соотнесен этот объем со средствами, которые выделяются на их предоставление.

Услуги, не вошедшие в ГОБМП, население сможет получать:  в рамках ОСМС, или оплачивать самостоятельно, или через добровольное медицинское страхование (далее – ДМС).

Для того, чтобы обеспечить безболезненное вхождение населения в систему ОСМС, сохранив минимальные социальные гарантии, незастрахованные будут получать гарантированный объем медуслуг за счет государства до 2022 года, только уже в усеченном виде. Застрахованные в системе ОСМС, напротив, будут иметь преимущества, и с 2020 года смогут получать расширенный пакет медуслуг, на финансирование которого будут направляться средства ФСМС.

Такой подход создаст стимул для незастрахованных граждан самостоятельно осуществлять уплату взносов или  переходить в категорию застрахованных.

В 2015 году расходы частных лиц на здравоохранение превысили 500 млрд тенге. При этом 25% из них были гарантированы в рамках ГОБМП. Из-за этого доля карманных платежей населения выросла с 31% в 2011 г. до 39% в 2015 г. ВОЗ рассматривает это как затраты, приводящие к бедности. Также это позволяет говорить о неустойчивости системы здравоохранения. 

На фоне этого частные расходы на лекарственные средства в Казахстане выросли до 83% от всего объема средств, затрачиваемых на лекарства. В то время как государство оплачивает только 1/6 часть всех затрат. Такое соотношение государственных и частных затрат на лекарства ведет к неудовлетворенности населения системой здравоохранения, провоцируяпостоянный рост «карманных» расходов.

В этой ситуации внедрение социального медицинского страхования позволит не только привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, но и сдерживать рост бюджетных расходов, а также снизить карманные расходы населения через механизм страхования финансовых рисков с заболеванием. Таким образом, внедрение ОСМС является жизненно важной и прогрессивной реформой.

Отметим, что отличие ОСМС от обычного медстрахования заключается в том, что нерегулируемый государством рынок медицинских страховщиков предпочитает страховать только здоровых молодых граждан, а детей, стариков и социально уязвимые слои населения – наиболее активных потребителей медпомощи – оставляет за бортом, считая их не приоритетными, нежелательными клиентами.

Результаты от внедрения ОСМС:

Доступность качественной медицинской помощи

Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения

Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни

Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения

Снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение

Подотчетность перед обществом по использованию ресурсов

Солидарная ответственность граждан и государства за здоровье

Стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения

Совершенствование системы оплаты труда: возможность получать конкурентоспособную заработную плату.