О влиянии ВИЧ-инфекции на бизнес

Одним из индикаторов развития страны является рейтинг по «Глобальному индексу конкурентоспособности» (ГИК), где из 114 индикаторов определяются 12 факторов конкурентоспособности. В совокупности показателей по итогам 2017 года Казахстан занял 57 место среди 137 стран снизив свой рейтинг на 4 позиции.

В разделе «здоровье» по  ВИЧ – инфекции имеется два показателя:

  1. Уровень распространенности ВИЧ среди населения;  
  2. Влияние ВИЧ на ведение бизнеса в ближайшие 5 лет.

И если первый показатель (распространенность ВИЧ среди населения) складывается  из объективных статистических данных, то второй (влияние ВИЧ на бизнес) путем анкетного опроса первых руководителей различных предприятий, который проводится по выбору независимыми экспертами Всемирного экономического форума до 1 марта ежегодно (в среднем около 80 руководителей в каждом государстве). Ответы оцениваются по семи  бальной шкале, причем «серьезное влияние на бизнес» оценивается – 1 балл, а «никакого воздействия на бизнес» оценивается – 7 баллов, т.е. чем меньше баллов, тем ниже рейтинг.

Результаты и  ранее проводимых  анкетирований были   неутешительными. Если по первому показателю Казахстан стабильно занимает 1 место в рейтинге ГИК, т.е. у нас самая низкая распространенность ВИЧ, то опрос о влиянии ВИЧ на бизнес ставит страну на 100 место (2016 г-81 место)! т.е. при низкой распространенности ВИЧ отмечается очень серьезное  влияние на бизнес. А почему это происходит? Это происходит потому, что руководители не объективно оценивают реальную ситуацию. Согласно статистическим данным в настоящее время на каждое предприятие приходится менее 1 ВИЧ-инфицированного работника и разумеется никакого влияния на уровень экономики и ведения бизнеса это оказать не может. Люди, живущие с ВИЧ, имеют те же права, что и не инфицированные, их увольнение  или отказ в приеме на работу не допускается. Руководитель предприятия не несет никаких материальных затрат т.к. государством гарантируется бесплатное лечение. Инфекция не передается через воздух, при рукопожатии и объятиях, при пользовании общим туалетом, лифтом, др. общественными местами, поэтому лица с ВИЧ не представляют опасность для коллектива.  О каком влиянии ВИЧ- инфекции на бизнес можно говорить?

Поэтому, если кому то из руководителей бизнес структур эксперты Всемирного экономического форума предложат поучаствовать в анкетировании по глобальному индексу конкурентоспособности, то давайте  поддержим престиж своей страны и объективно оценим влияние ВИЧ на бизнес с учетом низкой распространенности заболевания.

 

Крук И.А. зав. орг.метод.отделом ВК ОЦ СПИД