Профилактика школьной близорукости

Близорукость (миопия) это вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи света, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой. Миопия является наиболее распространенным нарушением рефракции.

Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. Миопией страдает каждый третий житель планеты. В Казахстане  на сегодняшний день близорукость имеется у 25-30% учащихся.

Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения. Особенно быстро она развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет в переходном возрасте.

Основными отрицательными факторами в развитии близорукости являются:

  • - недостаточная освещенность в школе и дома при зрительной работе;
  • - низкое качество печатных изданий;
  • - несоответствие школьной мебели росту ребенка;
  • - неправильная осанка во время занятий;
  • - нерациональный режим дня ребенка;
  • - отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;
  • - нерегулярные занятия физкультурой;
  • - избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;
  • - чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.

Первым признаком  близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть обратимым. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Школьники при близорукости нередко жалуются на быстрое утомление, дискомфорт, резь в глазах и нечеткое видение при работе на близком расстоянии, иногда- боли в области лба, висков, светобоязнь, затуманивание при переводе взгляда вдаль, причем эти симптомы ослабевают после отдыха и усиливаются при длительной работе вблизи. При чтении и письме близорукие дети приближают глаза к тексту, при рассматривании удаленных предметов нередко прищуриваются. При миопии нечетко видны буквы на доске, дети стараются ближе сесть к телевизору.

Одним из основных требований профилактики нарушений зрения является  проведение регулярного обследования детских коллективов в школе, которое позволяет выявлять зрительные нарушения на ранних стадиях, когда их легче лечить.

На профилактику нарушений зрения направлено соблюдение основных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных заведениях.

Высокий уровень освещенности необходимо соблюдать и в домашних условиях при выполнении учебных заданий, чтении, рисовании. Помимо общей освещенности необходима локальная освещенность тетради, книги при помощи настольной лампы не менее 60 ватт с абажуром, защищающим глаза от  прямого попадания света. Свет должен быть мягким ( матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света обязательно должен находиться спереди и слева (для леворуких детей справа).

Не менее важным фактором профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту, позволяющие обеспечить правильное расстояние от глаз до рабочего объекта.

Детей с пониженным зрением следует усаживать за передние парты, находящиеся у окна. Учащимся с корригированной остротой зрения можно сидеть за 2-3 партой.

Книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При  этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки.

Н е рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, а также в транспорте. В положении лежа, как правило, не достигается правильная освещенность объекта, а при лежании на боку, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим при этом дискомфортом.

Правильный режим дня и рациональная организация занятий в детских коллективах и дома имеют колоссальное значение для сохранения здоровья детей, в том числе и их зрения. Расписание учебных занятий следует составлять так, чтобы чередовался характер деятельности. После каждого занятия, требующего сосредоточения внимания, необходимо устраивать физкультурные или музыкальные паузы, включающие в себя движения.

Между занятиями  рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Продолжительность учебных занятий дома для первоклассников не должна превышать 1 часа, для учеников 2-3 классов- 1,5-2 часа. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, при слабой близорукости v каждые 30 мин, средней и высокой- 10-15 мин.

Требования к просмотру телепередач.

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра ТВ не должна превышать 30-40 мин в день, В более старшем возрасте можно разрешить смотреть телевизор до 1,5-3 часов в день, но непрерывно  не более 1 часа, независимо от типа телевизора. Степень зрительного напряжения зависит также от условий просмотра. Необходимо, чтобы комната была освещена, ребенок должен находиться на расстоянии 3-5 метров, при этом сидеть необходимо прямо перед экраном.

Зрительное утомление при работе за компьютером вызывается  особенностями работы с этим прибором. Изображение на экране является самосветящимся, тогда как печатный текст воспринимается в отраженном свете, значение яркости изображения на экране подвержено колебаниям внутри одного символа и т.д. Детям до 3-х лет не разрешается пользоваться компьютером - это для них слишком большая эмоциональная и зрительная нагрузка. Детям 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в день, в 1-м классе -20 мин, 2-5 классе- 25 мин, в старших классах не более 30 мин подряд.

 

Фельдшер отделения по обслуживанию организованного детства КГП на ПХВ «Поликлиника №1 г.Усть-Каменогорска» УЗ ВКО Батурина Ирина Эдуардовна